Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. Многие полагают, что знают о том, что это мнение "навязано сверху", что вся "демократия" - это всего лишь слово в статье конституции и что "свобода слова" может обернуться самой настоящей тюрьмой.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.
Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
В совокупности все СМИ какого-либо государства называют «четвертой властью». И этот эпитет в определенной степени не лишен реального смысла. Информационно-идеологическая составляющая их деятельности очевидна.
В то же время очевидно и то обстоятельство, что любая власть прежде всего основывается на более или менее прочном финансово-экономическом фундаменте, чего, к сожалению, о подавляющем большинстве российских СМИ не скажешь. В этой связи мало кто рассматривал отечественные средства массовой информации в качестве одного из реальных сегментов национальной экономики, поскольку больше говорят об экономике самих СМИ, нежели о том вкладе, который они могли бы внести в экономическое развитие страны.
1 Роль средств массовой информации в жизни человека
Совершенно очевидно, что роль СМИ сегодня, конечно же, претерпевает значительные изменения. Электронные СМИ уверенным шагом наступают на пятки печатным изданиям, всеобщая модернизация и современные цифровые устройства с легкостью приучили людей к мобильно-планшетному образу жизни.
Цели и миссии электронных СМИ понятны: их основная задача – это донести информацию до читателя. Но и печатные СМИ, которые, несмотря на упорные слухи об их скором исчезновении с рынка, уходить с него не торопятся. Всем хорошо известно, что когда появилось телевидение, также упорно говорили о скором вымирании театров, однако этого не произошло. Театры существуют и поныне, причем многие из них развиваются, открывают новые филиалы – одним словом, прекрасно себя чувствуют!
Да, за последние годы на рынке СМИ произошел своего рода естественный отбор, остались только самые востребованные и более стойкие. Конечно, обидно, когда закрываются необходимые читателям печатные издания - из-за недостатка финансирования, изменения условий распространения и невозможности выхода в розничную сеть и т.п. Однако если проследить тенденцию, то очевидно следующее: уходят с рынка те СМИ, которые в силу своей специфики могут быть востребованы только в электронном виде. (И согласитесь, нет надобности тратить ресурсы на выпуск дорогостоящих печатных изданий, если своего читателя газета (или журнал), итак, найдет во всемирной сети.
Например, это касается туристических журналов. Наверное, их переход в электронное состояние оправдано и целесообразно, т.к. сегодня 90 процентов населения при выборе места отдыха обращаются за помощью в Интернет. Как и бОльшая часть туристических агентств, которые также находят сегодня всю необходимую информацию в Интернете.
Так зачем этим читателям журнал, который будет доносить до них ту же информацию с фотографиями стран и городов, очень похожими на те, которые они имеют в большом количестве у себя дома – в последнее время свои путешествия не фотографирует и не выкладывает в интернет разве только ленивый. А подобный туристический журнал не принесет им особой радости – скорее, больше радости им принесет домашний альбом с их собственными фотографиями! Здесь важно хорошо представлять себе свою аудиторию и понимать, что необходимо именно вашему читателю.
Но, по моему глубокому убеждению, еще долго будут иметь право на существование журналы и газеты узконаправленной тематики, т.е предназначенные для определенной категории граждан – это касается деловых СМИ, журналов для банковских работников, журналов свадебной тематики, распространяемые в загсах, а также специализированные журналы по поиску работы, предназначенные для соискателей и кадровых агентств.
Здесь важно выделить два фактора, которые, по моему мнению, определяют роль этих СМИ для читателей.
Первый – это необходимость подтверждения своей классовой принадлежности – хотя б на подсознательном уровне, но это работает. Для людей, которые относят себя к определенному классу, важно ощущать эту принадлежность.
И второе - ну разве можно сравнить прочтение текста на экране и чтение «вживую» в газете или журнале? Даже в плане тактильных ощущений выигрывают печатные СМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеева М.И. Средства массовой информации России: учебное пособие/ Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2011.— 391 c.
2) Баранова Е.В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие/ Баранова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Высшая школа, 2012.— 174 c.
3) Горохов В. М., Федотова Л. Н., Кузьменкова М. А. Интегративная модель массовых коммуникаций: к проблеме взаимодействия СМИ, рекламы и PR // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2003. — № 4. — С. 7–21.
4) Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Общество-СМИ-власть: учебник/ Киселёв А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.—
5) Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. И.С. Минко.: СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. 155 с.
6) Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века:учебник /Г.Г.Почепцов К.: Ваклер; М.: Рефл-бук, 1999. — 200 с.
7) Смирнова Н.В. Язык СМИ и политика: монография/ Смирнова Н.В., Демьянков В.З., Шейгал Е.И.—М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012.— 952 c.
8) Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации: учебное пособие/ Шарков Ф.И.— Электрон. текстовые данные— М.: Дашков и К, 2013.— 319 c
9) Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учебное пособие для студентов вузов/ М.В. Блинова [и др.].— М.: Аспект Пресс, 2013.— 464 c.
10) Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов/ О.В. Александрова.— М.: Академический Проект, Альма Матер, 2015.— 760 c.—